PIRLS
PIRLS
PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study)
Международное исследование качества чтения и понимания текста направлено на изучение читательской грамотности четвероклассников.
Программа исследования осуществляется Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement).
PIRLS позволяет сравнить уровень и качество чтения и понимания текста учащимися начальной школы в различных странах мира, а также выявить
различия в системах образования разных стран. Исследование проводится циклично – один раз в пять лет, к настоящему времени завершены четыре цикла: в 2001, 2006, 2011 и 2016 годах.
В исследовании PIRLS оцениваются два вида чтения, которые чаще других используются учащимися во время учебных занятий и вне школы:
- чтение с целью приобретения читательского литературного опыта;
- чтение с целью освоения и использования информации.
В соответствии с концептуальными положениями исследования при чтении художественных и информационных (научно-популярных) текстов оцениваются четыре группы читательских умений:
- нахождение информации, заданной в явном виде;
- формулирование выводов;
- интерпретация и обобщение информации;
- анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Для качественной и количественной оценки выполненных работ в PIRLS используется следующая система:
- задания с выбором ответа оцениваются 1 баллом;
- задания на установление последовательности событий оцениваются 1 баллом;
- задания со свободно конструируемым ответом оцениваются от 1 до 3 баллов в зависимости от сложности задания.
Для окончательной обработки результатов использовалась современная теория тестирования.
В самом первом исследовании PIRLS-2001 Россия заняла только 16-е место из 35 стран. В конце 2017 года появились результаты последнего исследования PIRLS-2016, в котором российские школьники заняли первое место.
В России данное исследование осуществляется Центром оценки качества образования Института содержания и методов обучения Российской академии образования при активном участии Министерства образования и науки РФ и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.