PIRLS

PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study)

Международное исследование качества чтения и понимания текста направлено на изучение читательской грамотности четвероклассников.

Программа исследования осуществляется  Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement).

PIRLS позволяет сравнить уровень и качество чтения и понимания текста учащимися начальной школы в различных странах мира, а также выявить

различия в системах образования разных стран. Исследование проводится циклично – один раз в пять лет, к настоящему времени завершены четыре цикла: в 2001, 2006, 2011 и 2016 годах.

В исследовании PIRLS оцениваются два вида чтения, которые чаще других используются учащимися во время учебных занятий и вне школы:

  • чтение с целью приобретения читательского литературного опыта;
  • чтение с целью освоения и использования информации.

В соответствии с концептуальными положениями исследования при чтении художественных и информационных (научно-популярных) текстов оцениваются четыре группы читательских умений:

  • нахождение информации, заданной в явном виде;
  • формулирование выводов;
  • интерпретация и обобщение информации;
  • анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Для качественной и количественной оценки выполненных работ в PIRLS используется следующая система:

  • задания с выбором ответа оцениваются 1 баллом;
  • задания на установление последовательности событий оцениваются 1 баллом;
  • задания со свободно конструируемым ответом оцениваются от 1 до 3 баллов в зависимости от сложности задания.

Для окончательной обработки результатов использовалась современная теория тестирования.

В самом первом исследовании PIRLS-2001 Россия заняла только 16-е место из 35 стран. В конце 2017 года появились результаты последнего исследования PIRLS-2016, в котором российские школьники заняли первое место.

В России данное исследование осуществляется Центром оценки качества образования Института содержания и методов обучения Российской академии образования при активном участии Министерства образования и науки РФ и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.

Результаты PIRLS-2016